“Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Казахстан”

Общереспубликанский информационно-аналитический Портал

img img img

Мероприятия:

  • Телефон горячей линии по вопросам ЖКХ 8-8000-8000-12. Звонок бесплатный
  • Общереспубликанский информационно-аналитический Портал ЖКХ Республики Казахстан

Новости ЖКХ

Какие проблемы в сфере ЖКХ намерены решить с помощью цифровизации в Казахстане 12.10.2018

Какие проблемы в сфере ЖКХ намерены решить с помощью цифровизации в Казахстане

Председатель правления АО "КазЦентр ЖКХ" Нурсултан Джиенбаев рассказал, какие проблемы существуют в сфере жилищно-коммунального хозяйства и как цифровизация поможет их решить, передаёт корреспондент BNews.kz.

Как пояснил Нурсултан Джиенбаев, проблемы в инфраструктурно-жилищном комплексе можно поделить на две категории – жилищные и коммунальные.

«В целом в жилищной сфере мы можем говорить о недостаточно эффективном и профессиональном управлении домами, непрозрачности деятельности органов управления и многообразии их форм (КСК, УК, ПК, ЖСК и другие), низком уровне регистрации многоквартирных жилых домов как объектов кондоминиума, отсутствии механизма накопления денежных средств на капитальный ремонт, низком классе энергоэффективности домов», - отметил руководитель «КазЦентра ЖКХ».

Что касается коммунальной сферы, то здесь существует такая проблема, как высокий уровень износа сетей и сооружений, что приводит к значительным потерям ресурсов.

«На текущий момент 60% сетей тепло- и водоснабжения требуют модернизации. Есть также проблема отсутствия прозрачности и эффективного менеджмента в коммунальных предприятиях, что вызывает нарекания и недоверие граждан и способствует росту социальной напряженности. Нельзя не сказать о нерентабельности коммунальных компаний, что мешает привлекать инвестиции на ремонт инженерных сетей и объектов, не отработан и механизм работы по ГЧП», - пояснил Нурсултан Джиенбаев.

Стоит отметить, что Президент страны уже не раз обращал внимание на нерешенные вопросы в жилищно-коммунальной сфере, вызывающие недовольство граждан. Особо он отметил отсутствие прозрачности в тарифообразовании и во взаимоотношениях между обслуживающими компаниями и собственниками жилья. По словам Главы государства, требуется обеспечить конт¬роль за расходованием средств собственников и выстроить понятную и эффективную систему управления общедомовым хозяйством.

Для решения проблемных вопросов в жилищной сфере Министерством по инвестициям и развитию подготовлены изменения в действующий Закон «О жилищных отношениях» и в другие нормативно-правовые акты, которые в настоящее время рассматриваются в Мажилисе Парламента. Изменения коснулись порядка регистрации многоквартирных жилых домов как объектов кондоминиума, формы управления объектом кондоминиума, механизма накопления средств на капитальный ремонт дома, размера эксплуатационных расходов, полномочий органов жилищных инспекций, и других вопросов.

По мнению главы «КазЦентра ЖКХ», для того чтобы получить положительную динамику в отрасли и сдвинуть с места решение большинства проблем, необходимо внедрять инструменты цифровой экономики и новые технологии.

Как отметил Нурсултан Джиенбаев, на сегодняшний день практически ни один из инструментов цифровой экономики, таких как блокчейн, смарт-контракты, аналитика больших данных, интернет вещей, искусственный интеллект, в отрасли ЖКХ не применяется. Кроме того, наблюдается разный уровень информатизации одних и тех же групп участников в сфере ЖКХ, разрозненность существующих информационных решений, отсутствие системности сбора информации и соответственно отсутствие точной аналитики всех данных отрасли ЖКХ на республиканском уровне.

«С целью упорядочивания всех процессов в проекте Закона «О жилищных отношениях» предусматривается создание Единой информационной системы жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства (ЕИС ЖФ и ЖКХ). Система обеспечит сбор, обработку и анализ информации обо всех субъектах ЖКХ и позволит сформировать единое информационное пространство в отрасли», - пояснил Нурсултан Джиенбаев.

Он также отметил, что цифровизация невозможна без приборизации, которая предполагает установку «умных» приборов учета, позволяющих автоматически собирать и передавать показания.   Для жителей такие приборы хороши тем, что минимизируют риск возникновения ошибок в процессе начисления счетов, а также позволяют платить за фактически потребленные ресурсы и тем самым экономить семейный бюджет. Например, приборы учета тепла дают возможность снизить расходы по потребляемому теплу до 36%.

Кроме того, благодаря применению технологии IoT («Интернет вещей»), в единую информационную систему будут поступать данные с «умных» счетчиков, формируя основу больших данных (Big Data), и в разрезе всей страны и отдельных регионов будет выводиться баланс производства и потребления энергоресурсов. Это позволит эффективно планировать и распределять ресурсы и заложит основу перехода к «зеленой» экономике.

Также для оперативного реагирования на динамику изменения жилищного фонда в системе предусматривается оцифровка технических паспортов всех многоквартирных жилых домов. Это даст возможность увидеть реальную картину жилищного фонда, вовремя планировать ремонтные работы и разрабатывать гибкие финансовые программы.

В целях обеспечения прозрачной деятельности управления многоквартирными жилыми домами (МЖД) предусматривается переход деятельности органов управления МЖД в цифровой формат. У жителей и управляющих компаний будет возможность выбрать доступные на рынке сервисы по автоматизации управления домом, соответствующие минимальным требованиям и подключенные к ЕИС ЖФ и ЖКХ. В систему будет поступать сводная информация по исполнению обязательств по содержанию МЖД, отчетность, статусы исполнения заявок и качество обработки жалоб и обращений. На основе разностороннего анализа будет проводится «аудит» органов управления МЖД с присвоением рейтинга компании, на основе которого будет повышаться конкуренция и стимулирование развития рынка услуг в ЖКХ.

Государство, как основной заказчик и пользователь системы, получит возможность постоянно анализировать изменения в отрасли и использовать информацию для эффективного управления, что напрямую повлияет на уровень и качество жизни населения.

По информации руководителя «КазЦентра ЖКХ», в этом году система реализуется в пилотном режиме. В мае т.г. были подписаны дорожные карты по каждому региону, определены 190 МЖД, 51 субъект естественных монополий и 28 КСК для подключения. Подключение регионов распланировано по мере 100% приборизации пилотных МЖД, на первой стадии определены пилотные дома в г. Алматы, Кызылординской, Алматинской, Мангистауской, Актюбинской, Северо-Казахстанской, Карагандинской и Западно-Казахстанской областях.

«Если подходить к реализации этой задачи комплексно и действовать планомерно, то постепенно можно выстроить понятную и прозрачную систему, которая обеспечит прозрачность бизнес-процессов и экономию ресурсов как для населения, так и для государства. В дальнейшем это приведет к повышенному интересу со стороны потенциальных инвесторов.

В ходе реализации пилотных проектов в каждом регионе страны мы получим отзывы от населения и конкретные цифры по экономии, после чего сможем более активно внедрять систему в масштабах страны. В этом году мы подготовили площадку для реализации проекта по цифровизации отрасли, теперь самое важное для нас – внедрение», - заключил Нурсултан Джиенбаев.

Источник: https://bnews.kz/ru/special/digital_kazakhstan/view-tsifrovizatsiya_zhkh_povliyaet_na_uroven_i_kachestvo_zhizni_naseleniya__kaztsentr_zhkh

Возврат к списку