“Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Казахстан”

Общереспубликанский информационно-аналитический Портал

img img img

Мероприятия:

  • Телефон горячей линии по вопросам ЖКХ 8-8000-8000-12. Звонок бесплатный
  • Общереспубликанский информационно-аналитический Портал ЖКХ Республики Казахстан

Государственно-частное партнерство

нан.png


«Для модернизации объектов ЖКХ необходимо их передавать в управление или концессию с возможной дальнейшей приватизацией. Правительству хватит топтаться на месте. Нужно активизироваться в этом направлении» (Послание Главы государства народу Казахстана от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»)


«Акимам нужно более активно решать вопросы модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства» (Послание Главы государства народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции»)


Правительству РК дано поручение активизироваться в направлении внедрения ГЧП в секторе ЖКХ. Правительством РК (заседание Правительства РК от 3 февраля 2017 года) с целью снижения нагрузки на бюджет было дано поручение Министерству Финансов РК совместно с отраслевыми министерствами при рассмотрении бюджетных заявок от местных исполнительных органов (далее – МИО) отклонять проекты, реализация которых возможна с применением механизмов ГЧП. 

В целях реализации поставленной задачи Протоколом заседания Правительства РК от 11 января т.г. МНЭ РК, МИР РК, МЭ РК, МФ РК, акиматам областей и городов Астаны и Алматы дано поручение проработать механизмы ГЧП в целях развития ЖКХ.

В рамках Закона по совершенствованию бюджетного законодательства от 30 ноября 2017 года № 112-VI в Законе «О государственно-частном партнерстве» предусмотрена компетенция отраслевых органов разрабатывать и утверждать типовые документации ГЧП в соответствующей отрасли (сфере) экономики. В связи с этим, Комитетом по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства МИР РК планируется разработка типовой документации в сфере ЖКХ. 



 ГЧП

лого гчп.jpg

Государственно-частное партнерство - форма сотрудничества между государственным партнером и частным партнером, соответствующая признакам, определенным Законом РК «О государственно-частном партнерстве» (далее - Закон).


 Базовые признаки ГЧП:


1. Построение отношений государственного партнера и частного партнера путем заключения договора государственно-частного партнерства;

2.  Среднесрочный или долгосрочный срок реализации проекта государственно-частного партнерства (от трех до тридцати лет в зависимости от особенностей проекта государственно-частного партнерства);

3.   Совместное участие государственного партнера и частного партнера в реализации проекта государственно-частного партнерства;

4. Объединение ресурсов государственного партнера и частного партнера для реализации проекта государственно-частного партнерства.

 

Основной целью государственно-частного партнерства является развитие инфраструктуры в интересах общества путем объединения ресурсов и опыта государства и бизнеса, реализация общественно значимых проектов с наименьшими затратами и рисками при условии предоставления экономическим субъектам высококачественных услуг.

В целом, это сотрудничество – система среднесрочных или долгосрочных взаимоотношений между государством и частным сектором для предоставления частным сектором от имени государства общественно-значимых услуг по проектированию, финансированию, строительству, реконструкции, реабилитации, эксплуатации или обслуживания объектов.


 Принципами ГЧП являются:


·         принцип последовательности – поэтапное построение взаимоотношений между субъектами государственно-частного партнерства;

· принцип конкурсности – определение частного партнера на конкурсной основе, за исключением случаев, установленных Законом;

· принцип сбалансированности – взаимовыгодное распределение обязанностей, гарантий, рисков и доходов между государственным партнером и частным партнером в процессе реализации проекта ГЧП;

·   принцип результативности – установление критериев и показателей, позволяющих оценить достижение результатов государственно-частного партнерства.


Возможности, предоставляемые ГЧП:


Государственно-частное партнерство, получив большое распространение в мире, зарекомендовало себя как один из возможных и эффективных механизмов по привлечению субъектов частного предпринимательства к реализации общественно значимых проектов.

Для сектора ЖКХ можно определить следующее понятие ГЧП: государственно-частное партнерство — это совокупность среднесрочных или долгосрочных взаимоотношений между государственным и частным сектором по предоставлению общественно-значимых работ и/или услуг по проектированию; финансированию; строительству; реконструкции; реабилитации; эксплуатации; обслуживанию объектов ЖКХ на условиях соблюдения основных принципов ГЧП.

В соответствии с Законом выделяют две формы ГЧП: институциональное и контрактное.

        Институциональное ГЧП - создание компании ГЧП в виде ТОО или АО с участием государства и частного партнера для реализации проекта ГЧП.

        Контрактное ГЧП - заключение договора концессии, доверительного управления, аренды, лизинга, сервисного контракта и др.


Планируемые работы по внедрению ГЧП в ЖКХ 


В целях планирования, подготовки, структурирования и реализации проектов ГЧП в регионах работают региональные центры ГЧП, определенные акиматами как центр сопровождения проектов ГЧП (Региональные центры ГЧП, СПК, ТОО и т.д.)        

Применение механизмов взаимодействия ГЧП дает бесспорный эффект как для государства, так и для развития бизнеса:

-МИО получает возможность реализовать необходимый для региона проект (например, строительство КОСа) без привлечения или с частичным привлечением бюджетных средств;

-в сектор привлекаются дополнительные инвестиции;

-на предприятиях ЖКХ внедряется корпоративное управление, выполняющее комплекс мер по снижению затрат, обеспечению собираемости тарифов и налаживанию комплексного учета;

- в сектор привлекаются высококвалифицированные кадры;

-внедряются энергоэффективные технологии;

-для частного сектора открываются новые инвестиционные возможности и, соответственно, новые источники доходов, возможность участия в крупных проектах.

ГЧП предполагает использование ресурсного и интеллектуального потенциала частного сектора в сферах традиционной ответственности государства.

Законом предусмотрено большое многообразие видов и форм ГЧП. Учитывая потребности сектора, при выборе оптимальных форм ГЧП необходимо руководствоваться обеспечением привлечения инвестиций и совершенствования системы управления с определением таких индикаторов достижения эффекта, как обеспечение качества и объема услуг, снижение дебиторской задолженности, технологических потерь, аварийности и т.д.


Законодательные поправки по совершенствованию

и упрощению процедур ГЧП

В результате совершенствования законодательства о ГЧП, в частности внесения изменений в Закон РК от 30 октября 2015 года № 379-V «О государственно-частном партнёрстве» и Правила планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства (Приказ и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 725) существенно модернизирован ряд аспектов реализации механизмов ГЧП, к числу которых относятся:

- исключение этапов разработки концепции и экспертизы проектов договоров ГЧП, что сократило сроки планирования с 7 месяцев до 3;

- внедрение нового документа – бизнес-плана к проектам ГЧП инициированным потенциальными частными партнерами;

- внедрение нового подхода планирования проектов ГЧП через государственные и правительственные программы;

- закрепление требования об обязательной казначейской регистрации договоров ГЧП, что обеспечивает единый учет и контроль обязательств по договорам, а также данная поправка дает инвесторам дополнительную гарантию по юридическому статусу договоров;

- сокращение срока размещения извещения с 60 до 30 календарных дней (прямые переговоры).

Перечень ГЧП


     

Алгоритм планирования и реализации проекта ГЧП


Реализация проекта ГЧП.png